Ведущими
целями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А.
Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой является создание благоприятных
условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; формирование
основ базовой культуры личности; всестороннее развитие психических и
физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями; подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Одной из программных задач организации жизни детей трех-четырех лет является формирование умения «играть рядом, не мешая друг другу, воспитание желания охотно играть вместе», то есть развитие навыков совместной игры. На четвертом году жизни, дети переходят от отобразительной игры к сюжетно-ролевой, от одиночной к совместной. Однако ребенок этого возраста не всегда может объяснить свои действия товарищу по игре, самостоятельно договориться с ним. Опыт показывает, что нельзя пускать на самотек развитие игры как деятельности. Важно, чтобы воспитатель постоянно изучал игровые интересы детей, уровень детских взаимоотношений и игровой деятельности в группе и в соответствии с этим осуществлял руководство ею. В основе работы по руководству играми детей четвертого года жизни остается идея «обучения игре». Но «обучение игре» должно идти так, чтобы в ней одновременно шло накопление знаний и положительных отношений детей к окружающей действительности, обогащение содержания самостоятельной деятельности и формирование детских взаимоотношений более высокого уровня. При таком подходе главное внимание в педагогическом процессе уделяется прежде всего обеспечению связей между обучением и игрой.
Воспитатель подходит к детям, играющим в машинки, и говорит:
«Хорошо ездит твоя машина, Женя, но, по-моему она немного запылилась. У
меня есть шланг, можно полить ее водой, помыть. Машина любит, когда ее моют,
ухаживают за ней. Тебе нужна тряпочка или мочалка? Намочи тряпочку протри
дверцы, кузов, стекла. Машина высохла, засияла. Вот какой у нее заботливый
водитель!»
Цель. Развивать у детей интерес к театрально-игровой
деятельности. Знакомить с театральными куклами студии. Воспитывать умение
следить за развитием действия в кукольном спектакле.
Педагогическая диагностика позволяет
оптимизировать образовательный процесс, определить результаты обучения,
руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки в оценке
знаний детей.
Предлагаемый комплекс диагностических
заданий и карт сформирован для оперативного диагностирования степени овладения
программным содержанием отдельными детьми и группой в целом. Четкая инструкция
к проведению и анализу заданий поможет наметить необходимые способы оказания
помощи дошкольникам 3-4 лет и своевременного корректирования образовательного
процесса.
Пособие предназначено для педагогов,
работающих с детьми по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под
редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.