Сегодня мы поговорим о дошкольном воспитании в Японии.
Учебный год в Японии начинается 1 апреля. В этот день во всех учебных заведениях — от детского сада до университета — проводится торжественная церемония открытия. И директор детского сада приветствует своих маленьких воспитанников с точно такой же серьезностью, как и ректор университета – своих студентов.
В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью.
Дети поступают сюда по желанию родителей - обычно с четырехлетнего возраста. В большинстве же детских садов главная задача воспитателей -научить детей быть послушными. Дети должны овладеть множеством вежливых словесных формул, которыми насыщен японский язык, и знать где и когда их нужно применять. Большое внимание уделяется прикладному творчеству: рисованию, аппликации, оригами, оятиро (плетение узоров из тонкой веревочки, натянутой на пальцы). Эти занятия прекрасно развивают тонкую моторику, которая необходима школьникам для написания иероглифов.
Общие цели воспитания в детских дошкольных учреждениях сформулированы в Законе о школе. Они направлены:
- во-первых, на подготовку ребенка к групповой жизнедеятельности, на коммуникацию с другими при сохранении собственной индивидуальности;
- во-вторых, на гармоническое развитие ребенка, обучение его навыкам здоровой, безопасной и счастливой жизни;
- в-третьих, на воспитание законопослушной личности;
- в-четвертых, на правильное владение языком, на пробуждение интереса к рассказам и иллюстрациям в книгах:
- в-пятых, на стимулирование творческого интереса к музыке, игре и рисованию.
В детском саду практикуют постоянную смену детского коллектива с целью дать ребенку большую возможность для социализации. Так же меняют воспитателей, чтобы дети не привыкали к ним, так как японцы считают, это вызывает зависимость от наставника и обременяет последнего серьезной ответственностью за судьбу детей
Детские сады в Японии делятся на:
● Государственные – Хойкуэн, принимают детей с 3х месяцев по веским причинам. В частности, принести документы о том, что оба родителя работают больше 4-х часов в день. Детей устраивают сюда через муниципальный отдел по месту жительства, а оплата зависит от доходов семьи.
● Частные- етиэн (принимают детей с 3-4х лет). Эти сады могут быть как государственными, так и частными. Дети находятся здесь не более 7 часов, обычно с 9 утра до 2 часов дня, а мама работает менее 4-х часов в день.
●Элитные (находятся под опекой престижных университетов, с 4х лет). Если ребенок попадает в такой детский сад, то за его будущее можно не волноваться: после него он поступает в университетскую школу, а из нее, без экзаменов, в Университет.
Общество не поощряет выход на работу мама, имеющих детей до 3 лет. Считается, что такая мама — эгоистка, ставящая свои цели выше семейных ценностей, а это для японской женщины недопустимо.
Задачи обучения годовалых детей: научить ребенка словами выражать свои желания и потребности, а также элементарным умениям самообслуживания (есть, пользоваться горшком, мыть лицо и руки и пр.), прививать первичные навыки общения. В целях усиления социальной направленности воспитания годовалых детей воспитатели с успехом используют противоречия, возникающие между отдельными членами группы. А это означает совместное обсуждение с детьми всех конфликтных ситуаций. В таком случае неизбежные запреты и ограничения дети воспринимают как собственные решения.
В группе двухлетних детей воспитательные задачи несколько усложняются и включают в себя:
привитие детям необходимых в жизни навыков и привычек; научение детей выражению своих потребностей словами, особенно в конфликтных ситуациях; развитие основных двигательных способностей детей; стимулирование у малышей желания участвовать в общих играх и занятиях; формирование умения радоваться результатам совместной деятельности. При этом японские специалисты по дошкольному воспитанию считают важными два условия - использование игры и поощрение самостоятельности детей.
В работе с трехлетними детьми продолжается закрепление навыков индивидуальной самостоятельности, но основное внимание уделяется развитию навыков группового взаимодействия и совместной деятельности. Первостепенной задачей развития четырехлетних детей считается достижение самостоятельности группы в процессе формирования группового самоуправления Специалисты дошкольного образования Японии считают, что в четырехлетнем возрасте уже можно начинать формирование чувства долга. Подготовка к этому начинается в младших группах с приобщения детей к такому виду общественной работы как дежурство. Дежурство вначале формирует у них представление 0б обязанностях дежурного, а позднее, и коллективной оценке дежурства, закрепляет эмоциональное отношение к деятельности дежурного как к чему-то весьма полезному и хорошему.
Главной задачей в группах пятилетних детей считается дальнейшее углубление и расширение навыков совместной деятельности. Для этого дети участвуют в каком-то совместном большом мероприятии, общем деле, планируемом на перспективу. Малыши делают, к примеру, робота, общую игру или еще что-то, направленное на получение общего результата. После достижения общего успеха их обязательно хвалит воспитатель, они поздравляют друг друга. По этому случаю устраивается праздник. За время проведения "общего дела" дети в группеучатся помогать друг другу в работе, контролировать один одного. Важным воспитательным результатом считается достижение полной самостоятельности детей. Но такая самостоятельность есть не что иное, как целенаправленно инициированная ситуация взаимодействия, при которой ребенок полностью уверен в том, что он сам хочет осуществить деятельность, заданную воспитателем. Поэтому дети работают сами, без принуждения со стороны воспитателя, более того, сами заставляют работать себя и других. С детского сада предлагается и решение проблемы лидерства в группе. В этом случае преследуется психологическая задача вхождения самого ребенка в роль лидера.
Япония богата на красивые традиции и праздники, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса и общественной жизни.
День физкультуры - самый большой праздник в японском детском саду.Его отмечают спортивными состязаниями, физкультурными парадами, гимнастическими представлениями.
В День благодарности труду дети обычно отправляются на экскурсию: в полицейский участок, в управление пожарной охраны, на вокзал - то есть туда, где работают люди, служащие государству. Такую детсадовскую экскурсию легко узнать, потому что дети одеты в специальную форму. Обязательный элемент этой формы - шапочка: у мальчиков - белая, у девочек - красная.
Белый и красный - цвета национального флага Японии. Белый считается цветом чистоты, а красный - цветом солнца. Красный считается еще и женским цветом - возможно, потому, что напоминает кровь.
Под Новый год японцы едят рисовые лепешки. Рисовые лепешки считаются у них традиционным национальным блюдом, как у русских - каравай. Но современные городские японцы, конечно, не имеют условий, чтобы печь лепешки самим, и угощаются покупными. В детских садах, однако, есть маленькие ступки, в которых дети сами толкут рис. Потом из этого размягченного риса взрослые в садовской кухне выпекают настоящие лепешки, которыми все лакомятся. Говорят, что рисовые лепешки делают не только люди, но и лунные кролики. С началом сентября воспитатель дает детям домашнее задание: наблюдать за Луной и обещает им, что самые внимательные обязательно увидят, как кролики в полнолуние пекут на Луне лепешки.
Любимое развлечение японских детей под Новый год - запуск бумажного змея. Это традиция,которую японцы-христиане сохранили с древних времен.
Кроме государственных, японцы отмечают множество традиционных народных праздников.
День девочек (3 марта) и День мальчиков (5 мая) связаны с обрядами самураев.
В День девочек дома и в детском саду устраивают кукольную горку, которая символизирует иерархическую лестницу самураев, и едят цветные рисовые лепешки, напоминающие украшенные торты. На верхушке такого торта - фигурки императора и императрицы, перекочевавшие сюда с кукольной горки. День мальчиков изначально был днем посвящения их в самураи. В этот день в японских детских садах делают бумажного карпа. Обладатель карпа будет мужественным и сильным.
Есть у японцев и День мам, чем-то напоминающий привычный для нас праздник 8 Марта. Но японцы в отличие от россиян воспевают не красоту женщин и не их таланты будить в мужчинах зверя, а способность родить и воспитать ребенка. В этот день мамы приходят в детский сад, дети поздравляют их и дарят им гвоздики. Гвоздики в этот день дарят всем матерям по всей стране.
Кроме того, у японцев существует еще и День пап. Пап в детском саду чествуют по тому же сценарию, что и мам (кроме вручения гвоздик). Таким образом соблюдается некое родительское равноправие, а главное - отмечается роль отца в воспитании ребенка.
Забавные праздники, сродни нашей Масленице, в Японии отмечают 4 февраля - в канун весны. Дети вместе с педагогами делают маски чудовищ и вешают их на стены. Эти чудовища - воплощения зла - должны быть изгнаны. В решающий момент праздника являются `настоящие` ожившие чудовища - воспитатели в костюмах. Дети бросают в них бобы и кричат: `Чудовища, уходите! Пусть приходит счастье!` Бобы разбрасывают по всему детскому саду: они обладают магическим свойством изгонять злую силу.
В группе до 3 лет посещают всего 10 детей; в каждой три педагога и помощник.
Остальные дети делятся на группы по 25–30 человек по возрастному принципу: трехлетние, четырехлетние, пятилетние. В каждой по одному педагогу. Состав групп в детском саду не постоянный. Каждый год группы формируются заново. Каждый детский сад имеет свою форму: одинаковые штанишки, юбочки, кофточки, рубашки, шляпки и ранцы.
Обстановка внутри детского сада выглядит, по нашим меркам, очень скромно. Войдя в здание, посетитель попадает в большой коридор, с одной стороны которого находятся раздвижные окна от пола до потолка, а с другой - раздвижные двери (вход в комнаты). Как правило, одна комната служит и столовой, и спальней, и местом для занятий. Когда приходит время сна, воспитатели достают из встроенных шкафов футоны - толстые матрацы - и раскладывают их на полу. А во время обеда в эту же комнату из коридора вносят крошечные столики и стульчики. Родители приносят еду детям в контейнерах.
В Японии детей рано учат читать, считать, писать, то есть, рано готовят к школе. Если ребенок не посещает детский сад, то дошкольной подготовкой занимается сама мама или ребенка отдают в специальные «школы», которые напоминают российские кружки и студии для дошкольников. Но основная задача японского детского сада - не образовательная, а воспитательная: научить ребенка вести себя в коллективе.
Признание важной роли семьи в воспитании ребенка во всех японских детских садах выражается в том, что педагог составляет ежедневные записи по каждому ребенку, которые касаются сна и питания ребенка. Эти записи передаются родителям, а утром родители передают свои записи о поведении ребенка дома
По традиции образование является здесь мужской вотчиной. Среди преподавателей университетов женщины — редкость. И в школе их немного. Среди заведующих дошкольными учреждениями женщины тоже практически не встречаются. А в последнее время мужчины стали теснить женщин и в профессии воспитателей.
Чтобы стать воспитателем детского сада, нужно отучиться два года в институте или университете. Квалификация присваивается по результатам письменного тестирования. С помощью тестов проверяются информированность и память. Японское государство проводит политику строгого отбора выпускников вуза при назначении на должность педагога. В отличие от других стран, для того чтобы стать педагогом, японский гражданин должен получить диплом и пройти экзамены при назначении на должность.
Однако Япония — единственная из развитых стран мира, где зарплата учителя выше зарплаты чиновников
местных органов власти.
Статус преподавателя в японском обществе очень высок. Преподаватель уважаем и детьми, и
взрослыми. Родители выражают наивысшую степень почтения при обращении, никогда не
противоречат.
Таким образом, дошкольное образование в Японии не является государственным и не
подчиняется Министерству образования.
В настоящий момент японское дошкольное образование не лишено разногласий и противоречий. В качестве первой проблемы можно указать на несогласие большинства родителей и педагогов с усилением частного сектора в дошкольном образовании, поскольку это приводит к снижению качества образовательных программ. Второй проблемой является повышение роли академических успехов детей (несмотря на декларируемую социальную направленность дошкольного образования) – ряд престижных детских садов принимает лишь одного из пяти трехлетних детей на основе конкурсного отбора. В результате в Японии появились учреждения, специализирующиеся на подготовке двухлетних детей к поступлению в детский сад.